Показатели успешности развития ребенка средней группы
К концу учебного года Ваш ребенок может:
Культурно-гигиенические навыки
Самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.
Пользоваться расчёской, носовым платком.
При кашле, чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.
Аккуратно принимать пищу: брать понемногу, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка, нож), салфеткой, полоскать рот после еды.
Сочувствовать обиженному и не соглашаться с действиями обидчика, одобрять действия того, кто поступил справедливо (разделил кубики поровну).
Здороваться, прощаться, называть работников детского сада по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.
Самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности, расстёгивать и застёгивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды.
Физическое воспитание.
Ходить на носках, на пятках, на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колен, мелким и широким шагом, приставным шагом в сторону.
Ходить с выполнением заданий (присесть, изменить положение рук), ходить в чередовании с бегом, изменением направления, темпа.
Ходить между линиями (10 - 15 см), по линии, доске, бревну (с перешагиванием через предметы, с поворотом, ставя ногу с носка, руки в сторону), ходить по ребристой доске, ходить и бегать по наклонной доске вверх и вниз (ширина 20 - 15 см, высота 30 - 35 см), перешагивать через рейки лестницы, приподнятой на 20 - 25 см.
Бегать на носках, с высоким подниманием колен, мелким и широким шагом.
Бегать непрерывно в медленном темпе в течение 1 - 1,5 минут, на расстояние 40 - 60 м, на скорость (20 м примерно 6 - 5,5 секунд).
Ползать на четвереньках, опираясь на стопы и ладони, подлезать под верёвку, дугу (высота 50 см) правым и левым боком.
Пролезать в обруч, перелезать через бревно, гимнастическую скамейку, лазать по гимнастической стенке (перелезать с одного пролёта на другой).
Прыгать в длину с места на расстояние не менее 70 см.
Бросать мяч и ловить его на расстоянии 1,5 м, перебрасывать двумя руками из-за головы и одной рукой через препятствия с расстояния 2 м.
Метать предметы на дальность (не менее 3,5 - 6,5 м), в горизонтальную цель (с расстояния 2 - 2,5 м) правой и левой рукой, в вертикальную цель (высота центра мишени 1,5 м) с расстояния 1,5 - 2 м.
Сенсорное воспитание, ознакомление с окружающим
Называть самые разные предметы в помещениях, на участке, на улице; знать их назначение, называть свойства и качества, доступные для восприятия и обследования.
Проявлять интерес к предметам и явлениям, которые ребёнок не имел (не имеет) возможности видеть. Рассказывать о семье, семейном быте, традициях; делиться информацией о свеем родном городе (посёлке).
Рассказывать о желании приобрести в будущем определённую профессию (стать милиционером, пожарным, врачом).
Участвовать в наблюдениях (и в посильном труде) за растениями, животными, птицами, рыбками; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, не вредить живым существам (не кормить собаку сладостями и т.п.)
Развитие речи
Употреблять в речи названия предметов, их частей и деталей, а также материалов, из которых они изготовлены, видимых и скрытых свойств материалов (мнётся, бьётся, ломается, крошится).
Употреблять наиболее часто встречающиеся в речи прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.
Определять и называть местоположение предмета (слева, рядом, около, между), время суток, характеризовать состояние и настроение людей (сердитый, печальный).
Заменять часто используемые указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы (чистый - грязный, светло - темно). Употреблять существительные с обобщающими значениями (мебель, овощи, животные).
Различать на слух и называть слова, начинающиеся на определённый звук.
Согласовывать слова в предложении; правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята - лисят, медвежата - медвежат); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель); правильно употреблять в речи несклоняемые существительные (пальто, пианино, кофе, какао).
Рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии.
Активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).
Математические представления
Считать в пределах 5;
правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными;
отвечать на вопросы: "Сколько всего?", "Который (какой) по счёту?".
Сравнивать две группы предметов, раскладывая их в возрастающем порядке по длине и высоте, на основе счёта различать равенство - неравенство ("Здесь два зайчика, а здесь три ёлочки. Ёлочек больше, чем зайчиков. Три больше, чем два, а два меньше, чем три".)
Уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один - недостающий - предмет или убирая из большей группы один - лишний - предмет.
Сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте); сравнивать (соизмерять) предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зелёной); сравнивать несколько предметов (до пяти) разной длины, высоты, раскладывая их в возрастающем и убывающем порядке, рассказывать, в каком порядке расположены предметы ("Самая высокая башенка, башенка пониже, ещё ниже, самая низкая").
Различать и называть треугольник, квадрат, круг, шар, куб, цилиндр.
Уметь определять направление от себя, двигаться в заданном направлении (вперёд - назад, направо - налево), обозначать словами положение предмета по отношению к себе ("впереди меня стол", "справа от меня дверь").
Рисование
Располагать изображения на всём листе в соответствии с содержанием действия и включёнными в действие объектами.
Знать новые цвета: коричневый, оранжевый, светло-зелёный, розовый и голубой; смешивать краски и получать нужные цвета и оттенки.
Получать более яркие и более светлые оттенки путём регулирования нажима на карандаш.
Правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов (кукла, зайчик) и соотносить их по величине.
Создавать декоративные композиции по мотивам дымковских и филимоновских узоров.
Лепка
Прищипывать с лёгким оттягиванием края сплюснутого шара, вытягивать отдельные части из целого куска, прищипывать мелкие детали (ушки у котёнка, клюв у птички).
Выдавливать середину шара, цилиндра для получения полой формы, сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки.
Аппликация
Правильно держать ножницы и правильно ими пользоваться, вырезать короткие и длинные полоски, составлять из них изображения разных предметов (забор, скамейка, лесенка).
Вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника путём скругления углов. Составлять композиции из готовых форм (птицы, животные, дома), уметь преобразовывать эти формы, разрезая их на две или четыре части (круг - на полукруги, четверти, квадрат - на треугольники).
Конструирование
Различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок), использовать их с учётом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина).
Конструировать из бумаги: сгибать прямоугольный лист пополам, совмещая стороны и углы (альбом, флажки, открытка), приклеивать к основной форме детали (к дому - окна, двери, трубу; к автобусу - колёса; к стулу - спинку).
Применять в поделках катушки, коробки разной величины и другие предметы.